Формирующая образовательная среда
О ПРОЕКТЕ
Цель
Создание образовательной среды формирования необходимых качеств всех участников образовательного процесса для успеха в современном обществе на основе: архитектурно-эстетической организации жизненного пространства обучающихся, гуманизации содержательной и коммуникативной сферы образования.
Задачи
1. Профессиональный рост учителя и развитие его методологической культуры и методических компетенций, необходимых для работы по принципам гуманизма в школе на всех уровнях, исходя из потребностей обучающихся.
2. Определение возможностей изменения пространственно-семантического компонента образовательного пространства школы (пространственная структура учебных и рекреационных помещений и др.).
3. Изменение коммуникативной сферы (стиль общения и преподавания, форма одежды, пространственная и социальная плотность субъектов образования и др.).
4. Формирование коммуникативно-организационного компонента, включающего учет особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся и педагогов, их ценности и др.).
5. Изменение управленческой культуры, основанной на принципах гуманной педагогики.
6. Создание творческих групп педагогов, инициативных групп родителей и др., поддерживающих процесс формирования образовательной среды.
7. Нормативно-правовое сопровождение административных команд школ-участниц проекта. Нормативное пространство должно дать возможность моделирования образовательного процесса школы личностного роста в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
8. Разработка образовательной модели, обеспечивающей условия формирования высокой мотивации у обучающихся, развития и применения способностей каждого ребенка.
9. Масштабирование опыта, расширение количества образовательных организаций, внедряющих принципы гуманной педагогики в образовательную деятельность. Популяризация гуманных принципов в образовании.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация проекта обеспечит содействие развитию принципов гуманной педагогики, что в свою очередь:
- повысит качество образования;
- улучшит преподавание;
- будет мотивирующим фактором в процессе обучения для ребенка;
- сформирует положительное отношение родителей и общественности к системе образования.
Реализация проекта будет способствовать разработке и апробации механизмов развития принципов гуманной педагогики.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Ответственные лица
Нормативно-правовые акты
- Приказ ГОУДПО ЛО «ИРО» «Об утверждении перечня школ»
Локальные нормативные акты
- Приказ о безотметочном обучении в МБОУ НОШ с. Ленино в 2022-2023 учебном году
- Положение о формах, периодичности, порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся
Дорожная карта по внедрению проекта
Классы
1 а |
Алёхина Елена Евгеньевна |
1 б |
Гончарова Татьяна Сергеевна |
2 а |
Калинкина Лариса Николаевна |
2 б |
Севостьянова Ирина Алексеевна |
3 |
Широких Евгения Валерьевна |
4 |
Середа Мария Юрьевна |
Работа с родителями
Мастер-классы
Конкурс по выявлению лучшего педагогического опыта, направленного на поддержку и сопровождение педагогических проектов организации предметно-пространственной образовательной среды
Конкурс проводится в три этапа:
I этап – с 1 марта по 19 марта 2023 г.:
— информирование потенциальных участников о Конкурсе, утверждение состава экспертных комиссий (не менее 3-х человек), организация приема заявок;
II этап – с 20 марта по 28 апреля 2023 г.
— прием дизайн-макетов для участия в Конкурсе, экспертиза и оценка конкурсных работ, определение победителей Конкурса;
III этап – май 2023 г.
— внутришкольное подведение итогов Конкурса, выдвижение по одному представителю от школы в каждой номинации для участия в межшкольном фестивале дизайн-проектов «Школа моей мечты».
В конкурсе среди школьных команд МБОУ НОШ с. Ленино победу одержала команда «Мечтатели».
Перейти на сайт ГАУДПО ЛО «ИРО»
Региональная проектно-консультационная сессия «Влияние архитектуры и предметно-пространственной среды образовательной организации на учебный процесс»
14 октября 2022 года на базе МБОУ гимназия №64 им. В.А. Котельникова г. Липецка состоялась региональная проектно-консультационная сессия для базовых школ – участников федеральной инновационной площадки Института развития образования «Формирующая образовательная среда» по вопросу организации архитектурно-пространственной среды образовательной организации и ее влияния на учебный процесс.
Региональный методический вебинар со школами-участниками проекта «Формирующая образовательная среда
31 октября 2022 года состоялся региональный методический вебинар для базовых школ-участников федеральной инновационной площадки Института развития образования «Формирующая образовательная среда», посвященный вопросам нормативно-правового сопровождения и создания архитектурно-пространственной среды образовательных организаций.
В семинаре приняли участие более 30 представителей из 27 образовательных организаций — руководители, заместители руководителей, педагоги базовых школ-участников проекта.
Вебинар открыла проректор по учебно-методической работе ГАУДПО ЛО «Институт развития образования» Елена Есина, которая обратилась к участникам семинара с приветственным словом.
8 декабря 2022 года на базе МБОУ СОШ с. Хрущевка имени Героя Российской Федерации О.А. Пешкова состоялась региональный консультационный семинар в рамках разработки предметно-пространственной среды «Коворкинг-зона» для базовых школ – участников федеральной инновационной площадки Института развития образования «Формирующая образовательная среда».
В семинаре очно и через онлайн трансляцию приняли участие более 30 представителей из 25 образовательных организаций — руководители, заместители руководителей, педагоги базовых школ, а также представители ГАУДПО ЛО «Институт развития образования» — ректор Инесса Шуйкова, проректор по учебно-методической работе Елена Есина, старший преподаватель Анжелика Маланичева.
Проектная сессия «Зачёт-незачёт вместо отметки. Плюсы и минусы»
15 февраля 2023 года в ГАУДПО ЛО «Институт развития образования» в рамках работы федеральной инновационной площадки Российской академии образования «Формирующая образовательная среда» в формате проектной сессии состоялось мероприятие: «Зачёт-незачёт вместо отметки. Плюсы и минусы».
В мероприятии приняли участие 32 представителя из 29 образовательных организаций Липецкой области: директора, заместители директоров, педагоги.
20 февраля 2023 года состоялся установочный консультационный семинар для базовых школ – участников федеральной инновационной площадки Института развития образования «Формирующая образовательная среда» по вопросу организации и проведения внутришкольного конкурса дизайн-макетов «Школа моей мечты».
Инициатором проведения конкурса выступил научный руководитель федеральной инновационной площадки «Формирующая образовательная среда» Эммануил Баграмян, заведующий лабораторией анализа состояния и перспектив развития образования Российской академии образования.
С 15 февраля по 3 марта отделом сопровождения национального проекта «Образование» 2023 года в очно-дистанционном формате было организовано и проведено обучение второго потока курсов повышения квалификации «Проектное управление в образовании» в рамках реализации национального проекта «Образование» для руководителей и заместителей руководителей муниципальных органов управления образования 3 муниципальных образований Липецкой области – Чаплыгинского, Липецкого и Хлевенского районов и 11 директоров и заместителей директоров школ. Целью программы является совершенствование профессионально-технических и личностно-управленческих компетенций слушателей по внедрению проектной деятельности в образовательной организации.
12 апреля 2023 года состоялся консультационный вебинар для базовых школ – участников федеральной инновационной площадки Института развития образования «Формирующая образовательная среда» по вопросу оценки конкурсных работ, поступивших на конкурс дизайн-макетов «Школа моей мечты». На вебинаре старший преподаватель кафедры менеджмента в образовании Анжелика Маланичева дала рекомендации по порядку работы экспертных комиссий при оценке конкурсных работ, особое внимание уделив вопросам предварительной технической экспертизы работ и присвоению баллов по критериям Положения о проведении конкурса.
20 апреля 2023 года на базе МАОУ «Лицей 44» г. Липецка, в рамках работы федеральной инновационной площадки Российской академии образования «Формирующая образовательная среда» и региональной инновационной площадки «Формирование и развитие управленческих команд нового поколения в образовании», состоялось мероприятие: «Как это РАБОТАЕТ, или Лаборатории эффективных практик для молодого педагога». В мероприятии приняли участие более 40 молодых педагогов из образовательных организаций Липецкой области.
19 мая 2023 года на базе ГАУДПО ЛО «ИРО» в рамках психолого-педагогического сопровождения федеральной инновационной площадки Российской академии образования «Формирующая образовательная среда» для педагогов-психологов школ-участниц проекта состоялся тренинг «Психологическая поддержка участников образовательного процесса».
В ходе тренинга педагоги-психологи обучились способам снятия эмоционального напряжения, познакомились со способами предупреждения и преодоления возможных последствий психологического перенапряжения, сформировали навыки эмоциональной поддержки.
3 июля 2023 года в Институте развития образования Липецкой области состоялось итоговое мероприятие «Твоя школа» Федеральной инновационной площадки «Формирующая образовательная среда».
В образовательном событии приняли участие команды школ-участниц Федеральной инновационной площадки Российской академии образования «Формирующая образовательная среда». Проект успешно реализуется в образовательном пространстве нашего региона. Целью мероприятия стало подведение итогов инновационной деятельности проекта «Формирующая образовательная среда» за 2022/2023 учебный год, обмен успешными педагогическими практиками, определение направлений дальнейшего развития проекта. Команды образовательных организаций, участников Федеральной площадки, приветствовали руководители системы образования региона.
13 июля 2023 года в «Институте развития образования» Липецкой области участники Федеральной инновационной площадки «Формирующая образовательная среда» работали над проектированием Дорожной карты на 2023 – 2024 учебный год. Продолжается реализация программы «Формирующая образовательная среда». Практически все муниципалитеты области включились в работу над инновационным федеральным проектом, который объединил 46 школ региона.
Формирующее оценивание как основа мотивации к обучению и развитию
25 сентября 2023 года ГАУДПО ЛО «Институт развития образования» совместно с МБОУ СОШ № 4 г. Усмани провел региональный семинар «Формирующее оценивание как фактор повышения учебной мотивации учащихся начальной и основной школы», который посетили более 30 педагогов и заместителей директоров Липецкой области.
Педагоги начальной школы Сиротинкина Татьяна Анатольевна (урок ИЗО по теме «Уж небо осенью дышало…», 2 класс), Логвинова Людмила Викторовна (мастер-класс «Из опыта внедрения формирующего оценивания») и учитель истории и обществознания Кобелева Юлия Владимировна (урок по теме «Древние египтяне», 5 класс) на своих уроках и мастер – классах показали опыт использования в образовательном процессе технологии формирующего оценивания: методы повышения мотивации ребенка и его развития; приемы, обеспечивающие активное включение учащихся на каждом этапе урока; возможности формирования универсальных учебных действий, и в целом функциональной грамотности.
Технология проведения внутришкольных игр «Школа моей мечты»
7 ноября 2023 года в ГАУДПО ЛО «Институт развития образования» в рамках работы федеральной инновационной площадки Российской академии образования «Формирующая образовательная среда» состоялся семинар «Технология проведения внутришкольных игр по изменению предметно-пространственной среды».
На этом мероприятии, заместители директоров по воспитательной работе базовых школ ГАУДПО ЛО «Института развития образования» участников проекта «Формирующая образовательная среда», обсудили цель игры — создание более комфортной и привлекательной для учащихся предметно пространственной среды. Также определите задачи, которые игра должна помочь решить, такие как повышение мотивации к обучению, развитие креативности, улучшение коммуникации между учениками и т.д.